История профессии

Можно предположить, что первый повар появился среди наших первобытных предков, когда человек понял, что жарить Мясо на костре гораздо вкуснее, чем есть его сырым. Возможно тогда в племени появился специальный человек которому доверяли приготовление добытых животных. С течением времени повар все больше совершенствовался в своем мастерстве. Обмен кулинарными рецептами и поварским опытом набирал все более стремительный оборот. Некоторые блюда приготовленные мастерами оценивались в целые состояния. Первая поварская школа появилась в Европе в XIX веке в Англии. Сегодня повар в значительной степени влияет на действительность: может изменить настроение гостей, прославить то или иное имя, создать тот или иной ресторанный бренд.

Описание профессии

Повар должен уметь: приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие кулинарной обработки средней сложности; приготавливать бульоны, супы, вторые блюда из овощей, рыбы и морепродуктов, мяса и мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы и кролика; приготавливать соусы, различных видов пассеровок, горячие и холодные напитки, сладкие блюда и мучные изделия; определять норму закладки; уметь пользоваться рецептурой, определять качество приготовленных блюд. Главной задачей повара является приготовление блюд и кулинарных изделий разной степени сложности и блюд, требующих особо сложной обработки.

Профессиональные требования

«Повар»

К предприятиям общественного питания предъявляются повышенные требования санитарного режима. Повар обязан соблюдать личную гигиену. Повар должен иметь санитарную книжку и проходить медицинский осмотр не реже одного раза в месяц. Во время работы повар должен пользоваться выданной ему спецодеждой.

Должен знать:

  • Правила, способы и приемы механической кулинарной обработки сырья и пищевых продуктов;
  • Основные и вспомогательные приемы тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов;
  • Технологические процессы и приемы, применяемые при выполнении операций по подготовке картофеля, овощей, грибов, рыбного и мясного сырья, сельскохозяйственной птицы к тепловой обработке;
  • Правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке круп, макаронных и бобовых изделий, творога, яиц, консервов, концентратов и других продуктов к тепловой обработке;
  • Ассортимент и технологический процесс приготовления полуфабрикатов из котлетной массы (рыбной, мясной, из птицы);
  • Технологию приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков, требования к его качеству;
  • Основные приемы тепловой обработки, правила варки, жарения, запекания;
  • Технологию приготовления, требования к качеству, правила раздачи (комплектаций), сроки годности и условия хранения блюд (отварных картофеля и овощей, яиц, каш, бобовых и макаронных изделий, жареного картофеля и овощей, изделий из котлетной массы, блинов, оладий, блинчиков, овощных и крупяных запеканок, блюд из консервов);
  • Назначение, правила использования технологического оборудования, весоизмерительных приборов и посуды. Правила ухода за ними;
  • Виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, грибов, круп, макаронных и бобовых изделий, творога, яиц, полуфабрикатов из котлетной массы, теста, консервов, концентратов и других продуктов, признаки и органолептические методы определения их доброкачественности;
  • Содержание технологических карт, рецептур блюд, требующих простой кулинарной обработки, правила пользования ими;
  • Правила и способы рациональной организации рабочих мест для механической обработки полуфабрикатов;
  • Характеристики основных показателей деятельности организаций общественного питания;
  • Требования безопасности труда при выполнении механических и тепловых операций, эксплуатации электрооборудования;
  • Основы психологии и этики в формировании деловых отношений при выполнении производственных работ;
  • Ассортимент бутербродов. Общие правила приготовления простых открытых и закрытых бутербродов;
  • Правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке к тепловой обработке блюд из полуфабрикатов, консервов;
  • Показатели качества, нормы отпуска бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов;
  • Виды посуды, инвентаря, применяемых в холодном цехе, правила подбора и пользования;
  • Виды, назначение, правила эксплуатации технологического, холодильного оборудования, весоизмерительных приборов;
  • Виды, свойства и кулинарное назначение продуктов, используемых для приготовления бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов; признаки и органолептические методы определения их доброкачественности; условия и сроки хранения;
  • Технологическую документацию холодного цеха. Содержание технологических карт, правила построения рецептур;
  • Способы организации работы холодного цеха. Правила рациональной организации рабочих мест при приготовлении бутербродов, салатов, холодных закусок;
  • Правила порционирования (комплектации) блюд массового спроса;
  • Нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления супов, условия их хранения на раздаче и сроки реализации;
  • Нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления вторых блюд, условия их хранения на раздаче и сроки реализации;
  • Правила и нормы отпуска горячих напитков и сладких блюд, условия хранения на раздаче и сроки годности;
  • Показатели качества супов, вторых блюд, бутербродов, салатов, холодных закусок, горячих напитков и сладких блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Правила оснащения раздаточных технологическим оборудованием, его назначение, правила эксплуатации и санитарного ухода;
  • Правила пользования и санитарного ухода за посудой, инвентарем и инструментами для раздачи готовых блюд и напитков;
  • Правила и способы рациональной организации рабочих мест для раздачи и отпуска супов, вторых блюд, напитков, сладких и холодных блюд;
  • Требования безопасности труда при работе на раздаче и эксплуатации оборудования.

Должен уметь:

  • Применять приемы механической обработки сырья и продуктов, нарезать овощи различными способами;
  • Выполнять основные и вспомогательные приемы тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов;
  • Объяснять технологические процессы и применять приемы подготовки картофеля, овощей, грибов, рыбного и мясного сырья, сельскохозяйственной птицы к тепловой обработке;
  • Производить подготовку круп, макаронных и бобовых изделий, яиц, творога, консервов, концентратов к тепловой обработке;
  • Характеризовать ассортимент полуфабрикатов, объяснять технологический процесс производства, выполнять отдельные операции приготовления полуфабрикатов из котлетной массы (рыбной, мясной, из птицы);
  • Готовить тесто для блинов, оладий, блинчиков, определять его качество;
  • Применять приемы тепловой обработки, производить варку, жарение, запекание;
  • Производить варку, жарку, запекание, соблюдать правила технологии приготовления блюд из отварного картофеля и овощей, яиц, каш, бобовых и макаронных изделий, жареного картофеля и овощей, изделий из котлетной массы, блинов, оладий, блинчиков, овощных и крупяных запеканок, блюд из консервов. Определять качество, сроки годности и условия хранения готовых блюд;
  • Использовать по назначению технологическое оборудование, весоизмерительные приборы, посуду, соблюдать правила эксплуатации и ухода за ними;
  • Характеризовать виды и качественные свойства сырья и продуктов, использовать по кулинарному назначению картофель, овощи, грибы, крупы, бобовые, макаронные изделия, творог, яйца, консервы, концентраты и другие продукты. Определять признаки порчи и недоброкачественности, применять органолептические методы определения качества;
  • Соблюдать правила пользования технологическими картами, рецептурами блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест при выполнении механических и ручных операций обработки сырья и продуктов, при тепловой обработке полуфабрикатов;
  • Характеризовать и использовать в работе основные экономические показатели деятельности организаций общественного питания;
  • Соблюдать требования безопасности труда при выполнении технологических операций (механических и тепловых), при эксплуатации электрооборудования;
  • Соблюдать деловые отношения при выполнении производственных работ;
  • Характеризовать ассортимент и приготавливать простые открытые и закрытые бутерброды;
  • Производить подготовку полуфабрикатов, консервов, концентратов к тепловой обработке;
  • Объяснять показатели качества блюд, определять нормы отпуска бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов;
  • Характеризовать виды посуды, инвентаря, применяемых в холодном цехе, пользоваться ими, соблюдать правила подбора;
  • Характеризовать оборудование холодного цеха по видам, применять его по назначению; соблюдать правила эксплуатации;
  • Характеризовать виды и свойства продуктов, использовать их по кулинарному назначению для приготовления бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов; объяснять признаки и органолептические методы определения их доброкачественности; условия и сроки хранения;
  • Пользоваться технологической документацией холодного цеха: технологическими картами и рецептурами на блюда, требующие простой кулинарной обработки;
  • Организовывать работу холодного цеха. Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест при приготовлении бутербродов, салатов, холодных закусок;
  • Соблюдать правила порционирования, приемы оформления салатов, холодных закусок; создавать условия и соблюдать сроки реализации;
  • Соблюдать нормы отпуска и правила раздачи, порционирования, оформления супов, создавать условия их хранения на раздаче и соблюдать сроки реализации;
  • Соблюдать нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления вторых блюд, сроки реализации; создавать условия их хранения на раздаче;
  • Соблюдать нормы отпуска горячих напитков и сладких блюд, сроки реализации; создавать условия их хранения на раздаче;
  • Определять показатели качества супов, вторых блюд, бутербродов, салатов, холодных закусок, горячих напитков и сладких блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Эксплуатировать технологическое оборудование раздаточных, производить за ним санитарно-гигиенический уход;
  • Применять правила пользования и санитарного ухода за посудой, инвентарем, инструментами для раздачи готовых блюд и напитков;
  • Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест для раздачи и отпуска супов, вторых блюд, напитков, сладких и холодных блюд;
  • Соблюдать требования безопасности труда при работе на раздаче и эксплуатации оборудования.

Должен обладать следующими качествами:

  • развитыми обонятельными и вкусовыми ощущениями;
  • хорошо развитый глазомер;
  • хорошая память;
  • высокоразвитая функция внимания;
  • логическое мышление;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • предельная аккуратность;
  • расторопность;
  • педантичность;
  • умение руководить людьми;
  • творческое отношение к делу;
  • эстетический вкус.

Условия труда

Работа сопровождается следующими нагрузками: наличием температур­ного дискомфорта; повышенной влажностью в рабочей зоне; наличием в воздухе рабочей зоны запахов, мелких частичек сырья. Основная рабочая поза повара — «стоя».

Перспективы профессионального роста и карьеры

Административное продвижение, связанное с получением среднего специального и высшего образования. Организация своего дела.

Медицинские ограничения

  • заболевания органов дыхания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания и деформации, нарушающие фун­кции верхних и нижних конечностей;
  • снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоощущения;
  • стойкое нарушение слуха (учитывается степень);
  • нарушение функций обонятельных и вкусовых ощущений;
  • аллергические реакции на определенные виды продуктов;
  • кожные болезни;
  • психические расстройства;
  • хронические заболевания любых органов и систем с тяжелым течением, частыми приступами.

Риски профессии

Наличием температурного дискомфорта; повышенной влажностью в рабочей зоне; наличием в воздухе рабочей зоны запахов, мелких частичек сырья.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • быстрая психическая утомляемость;
  • недисциплинированность;
  • агрессивность;
  • злоупотребление спиртными напитками.

Возможности трудоустройства

Предприятия общественного питания: кафе, рестораны, столовые и кулинарии. Также повар может найти работу по приглашению, для приготовления завтраков, обедов и ужинов (банкетов) на дому для конкретной семьи, которая нуждается в таких услугах.

Смежные профессии

Пекарь, кондитер, официант ,кулинар.

Где получить профессию

УО «Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей», где есть необходимая материально-техническая база.

Срок обучения: 3 года (получение образования в дневной форме на основе общего базового образования).

Срок обучения: 1 год (получение образования в дневной форме на основе общего среднего образования).

После окончания лицея образование можно продолжить в колледжах.

Возможности дальнейшего обучения

УО «Гомельский государственный колледж кулинарии»

https://kudapostupat.by/zavedenie/id/393

УО «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж»

https://kudapostupat.by/zavedenie/id/411

УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/2062

УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/6171

УО «Слуцкий государственный колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5637

УО «Оршанский государственный колледж продовольствия»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5498

УО «Поставский государственный колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5747

УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/3483