Костюковский государственный
аграрно-технический профессиональный лицей

Родителям

Памятка по профилактике суицида

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Вас должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

      • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
      • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
      • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
      • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
      • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
      • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
      • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
      • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
      • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
      • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
      • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
      • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребёнка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечён. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребёнку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение. Всегда следует уяснить, «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребёнком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

 

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

 

Как изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
  6. В экстренной ситуации за помощью можно обратиться на «Телефон доверия»: тел. 170 на базе Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей;

тел. (8-0232) 35-91-91 на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы.

 

Меню сайта

О лицее

История лицея
Нормативно-правовая база
Правовой уголок
Администрация
Педагогический коллектив
Учебно-материальная база
Учебно-методическая работа
Идеологическая и воспитательная работа
Шестой день недели
Общежитие
Дополнительное образование

Абитуриенту

ПРИЁМ 2017
Специальности
Работа приёмной комиссии
Документы для поступления и правила приёма
Вступительная компания 2016
Вступительная компания 2017
Списки зачисленных

Учащимся

1 Сентября 2017
Трудоустройство учащихся на лето
Памятка для молодежи
Расписание занятий и звонков
Работа кружков и секций
Социально-педагогическая и психологическая службы

Педагогам

Нормативные документы
Банк данных методических материалов

Родителям

Памятка для родителей
Спайсы
Табакокурение
Молодёжная наркомания
Декрет №6
Правила безопасного поведения на воде
Бытовая преступность
Игровая зависимость
Адаптация на рабочем месте
Детский травматизм
Это касается каждого

Воспитательная работа

Социально-педагогическая и психологическая службы
Памятка для молодежи
Памятка для родителей
Спайсы
Табакокурение
Молодёжная наркомания
Декрет №6
Правила безопасного поведения на воде
Бытовая преступность
Игровая зависимость
Адаптация на рабочем месте
Детский травматизм
Это касается каждого

Одно окно

Вышестоящая организация
Режим работы лицея
График приёма граждан администрацией
Наши реквизиты

Наши достижени

Дипломы
Лучшие учащиеся

Музей истории лицея

Страницы нашей истории

Блог куратора

Блог куратора Мартыненко Л. М.
Нормативно-правовая документация
Планирующая документация
Учебно-методическая документация
Аналитическая документация
Материалы, работы
Портфолио куратора Мартыненко Л. М.
Обратная связь
Методические разработки кураторских часов и воспитательных мероприятий
Информация для учащихся группы
Фотогалерея

Блог педагога

Блог педагога "Квалификация повар 3 разряда"
Портфолио
Фотогалерея
Обратная связь
В помощь учащимся
Методическая копилка

Правила приёма в лицей
Интернет-ресурсы