Костюковский государственный
аграрно-технический профессиональный лицей

 

Информация о квалификации «Повар»

История профессии

Можно предположить, что первый повар появился среди наших первобытных предков, когда человек понял, что жарить Мясо на костре гораздо вкуснее, чем есть его сырым. Возможно тогда в племени появился специальный человек которому доверяли приготовление добытых животных. С течением времени повар все больше совершенствовался в своем мастерстве. Обмен кулинарными рецептами и поварским опытом набирал все более стремительный оборот. Некоторые блюда приготовленные мастерами оценивались в целые состояния. Первая поварская школа появилась в Европе в XIX веке в Англии. Сегодня повар в значительной степени влияет на действительность: может изменить настроение гостей, прославить то или иное имя, создать тот или иной ресторанный бренд.

Описание профессии

Повар должен уметь: приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие кулинарной обработки средней сложности; приготавливать бульоны, супы, вторые блюда из овощей, рыбы и морепродуктов, мяса и мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы и кролика; приготавливать соусы, различных видов пассеровок, горячие и холодные напитки, сладкие блюда и мучные изделия; определять норму закладки; уметь пользоваться рецептурой, определять качество приготовленных блюд. Главной задачей повара является приготовление блюд и кулинарных изделий разной степени сложности и блюд, требующих особо сложной обработки.

Профессиональные требования

«Повар»

К предприятиям общественного питания предъявляются повышенные требования санитарного режима. Повар обязан соблюдать личную гигиену. Повар должен иметь санитарную книжку и проходить медицинский осмотр не реже одного раза в месяц. Во время работы повар должен пользоваться выданной ему спецодеждой.

Должен знать:

  • Правила, способы и приемы механической кулинарной обработки сырья и пищевых продуктов;
  • Основные и вспомогательные приемы тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов;
  • Технологические процессы и приемы, применяемые при выполнении операций по подготовке картофеля, овощей, грибов, рыбного и мясного сырья, сельскохозяйственной птицы к тепловой обработке;
  • Правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке круп, макаронных и бобовых изделий, творога, яиц, консервов, концентратов и других продуктов к тепловой обработке;
  • Ассортимент и технологический процесс приготовления полуфабрикатов из котлетной массы (рыбной, мясной, из птицы);
  • Технологию приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков, требования к его качеству;
  • Основные приемы тепловой обработки, правила варки, жарения, запекания;
  • Технологию приготовления, требования к качеству, правила раздачи (комплектаций), сроки годности и условия хранения блюд (отварных картофеля и овощей, яиц, каш, бобовых и макаронных изделий, жареного картофеля и овощей, изделий из котлетной массы, блинов, оладий, блинчиков, овощных и крупяных запеканок, блюд из консервов);
  • Назначение, правила использования технологического оборудования, весоизмерительных приборов и посуды. Правила ухода за ними;
  • Виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, грибов, круп, макаронных и бобовых изделий, творога, яиц, полуфабрикатов из котлетной массы, теста, консервов, концентратов и других продуктов, признаки и органолептические методы определения их доброкачественности;
  • Содержание технологических карт, рецептур блюд, требующих простой кулинарной обработки, правила пользования ими;
  • Правила и способы рациональной организации рабочих мест для механической обработки полуфабрикатов;
  • Характеристики основных показателей деятельности организаций общественного питания;
  • Требования безопасности труда при выполнении механических и тепловых операций, эксплуатации электрооборудования;
  • Основы психологии и этики в формировании деловых отношений при выполнении производственных работ;
  • Ассортимент бутербродов. Общие правила приготовления простых открытых и закрытых бутербродов;
  • Правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке к тепловой обработке блюд из полуфабрикатов, консервов;
  • Показатели качества, нормы отпуска бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов;
  • Виды посуды, инвентаря, применяемых в холодном цехе, правила подбора и пользования;
  • Виды, назначение, правила эксплуатации технологического, холодильного оборудования, весоизмерительных приборов;
  • Виды, свойства и кулинарное назначение продуктов, используемых для приготовления бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов; признаки и органолептические методы определения их доброкачественности; условия и сроки хранения;
  • Технологическую документацию холодного цеха. Содержание технологических карт, правила построения рецептур;
  • Способы организации работы холодного цеха. Правила рациональной организации рабочих мест при приготовлении бутербродов, салатов, холодных закусок;
  • Правила порционирования (комплектации) блюд массового спроса;
  • Нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления супов, условия их хранения на раздаче и сроки реализации;
  • Нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления вторых блюд, условия их хранения на раздаче и сроки реализации;
  • Правила и нормы отпуска горячих напитков и сладких блюд, условия хранения на раздаче и сроки годности;
  • Показатели качества супов, вторых блюд, бутербродов, салатов, холодных закусок, горячих напитков и сладких блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Правила оснащения раздаточных технологическим оборудованием, его назначение, правила эксплуатации и санитарного ухода;
  • Правила пользования и санитарного ухода за посудой, инвентарем и инструментами для раздачи готовых блюд и напитков;
  • Правила и способы рациональной организации рабочих мест для раздачи и отпуска супов, вторых блюд, напитков, сладких и холодных блюд;
  • Требования безопасности труда при работе на раздаче и эксплуатации оборудования.

Должен уметь:

  • Применять приемы механической обработки сырья и продуктов, нарезать овощи различными способами;
  • Выполнять основные и вспомогательные приемы тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов;
  • Объяснять технологические процессы и применять приемы подготовки картофеля, овощей, грибов, рыбного и мясного сырья, сельскохозяйственной птицы к тепловой обработке;
  • Производить подготовку круп, макаронных и бобовых изделий, яиц, творога, консервов, концентратов к тепловой обработке;
  • Характеризовать ассортимент полуфабрикатов, объяснять технологический процесс производства, выполнять отдельные операции приготовления полуфабрикатов из котлетной массы (рыбной, мясной, из птицы);
  • Готовить тесто для блинов, оладий, блинчиков, определять его качество;
  • Применять приемы тепловой обработки, производить варку, жарение, запекание;
  • Производить варку, жарку, запекание, соблюдать правила технологии приготовления блюд из отварного картофеля и овощей, яиц, каш, бобовых и макаронных изделий, жареного картофеля и овощей, изделий из котлетной массы, блинов, оладий, блинчиков, овощных и крупяных запеканок, блюд из консервов. Определять качество, сроки годности и условия хранения готовых блюд;
  • Использовать по назначению технологическое оборудование, весоизмерительные приборы, посуду, соблюдать правила эксплуатации и ухода за ними;
  • Характеризовать виды и качественные свойства сырья и продуктов, использовать по кулинарному назначению картофель, овощи, грибы, крупы, бобовые, макаронные изделия, творог, яйца, консервы, концентраты и другие продукты. Определять признаки порчи и недоброкачественности, применять органолептические методы определения качества;
  • Соблюдать правила пользования технологическими картами, рецептурами блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест при выполнении механических и ручных операций обработки сырья и продуктов, при тепловой обработке полуфабрикатов;
  • Характеризовать и использовать в работе основные экономические показатели деятельности организаций общественного питания;
  • Соблюдать требования безопасности труда при выполнении технологических операций (механических и тепловых), при эксплуатации электрооборудования;
  • Соблюдать деловые отношения при выполнении производственных работ;
  • Характеризовать ассортимент и приготавливать простые открытые и закрытые бутерброды;
  • Производить подготовку полуфабрикатов, консервов, концентратов к тепловой обработке;
  • Объяснять показатели качества блюд, определять нормы отпуска бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов;
  • Характеризовать виды посуды, инвентаря, применяемых в холодном цехе, пользоваться ими, соблюдать правила подбора;
  • Характеризовать оборудование холодного цеха по видам, применять его по назначению; соблюдать правила эксплуатации;
  • Характеризовать виды и свойства продуктов, использовать их по кулинарному назначению для приготовления бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов, концентратов; объяснять признаки и органолептические методы определения их доброкачественности; условия и сроки хранения;
  • Пользоваться технологической документацией холодного цеха: технологическими картами и рецептурами на блюда, требующие простой кулинарной обработки;
  • Организовывать работу холодного цеха. Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест при приготовлении бутербродов, салатов, холодных закусок;
  • Соблюдать правила порционирования, приемы оформления салатов, холодных закусок; создавать условия и соблюдать сроки реализации;
  • Соблюдать нормы отпуска и правила раздачи, порционирования, оформления супов, создавать условия их хранения на раздаче и соблюдать сроки реализации;
  • Соблюдать нормы отпуска, правила раздачи, порционирования и оформления вторых блюд, сроки реализации; создавать условия их хранения на раздаче;
  • Соблюдать нормы отпуска горячих напитков и сладких блюд, сроки реализации; создавать условия их хранения на раздаче;
  • Определять показатели качества супов, вторых блюд, бутербродов, салатов, холодных закусок, горячих напитков и сладких блюд, требующих простой кулинарной обработки;
  • Эксплуатировать технологическое оборудование раздаточных, производить за ним санитарно-гигиенический уход;
  • Применять правила пользования и санитарного ухода за посудой, инвентарем, инструментами для раздачи готовых блюд и напитков;
  • Соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест для раздачи и отпуска супов, вторых блюд, напитков, сладких и холодных блюд;
  • Соблюдать требования безопасности труда при работе на раздаче и эксплуатации оборудования.

Должен обладать следующими качествами:

  • развитыми обонятельными и вкусовыми ощущениями;
  • хорошо развитый глазомер;
  • хорошая память;
  • высокоразвитая функция внимания;
  • логическое мышление;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • предельная аккуратность;
  • расторопность;
  • педантичность;
  • умение руководить людьми;
  • творческое отношение к делу;
  • эстетический вкус.

Условия труда

Работа сопровождается следующими нагрузками: наличием температур­ного дискомфорта; повышенной влажностью в рабочей зоне; наличием в воздухе рабочей зоны запахов, мелких частичек сырья. Основная рабочая поза повара — «стоя».

Перспективы профессионального роста и карьеры

Административное продвижение, связанное с получением среднего специального и высшего образования. Организация своего дела.

Медицинские ограничения

  • заболевания органов дыхания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания и деформации, нарушающие фун­кции верхних и нижних конечностей;
  • снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоощущения;
  • стойкое нарушение слуха (учитывается степень);
  • нарушение функций обонятельных и вкусовых ощущений;
  • аллергические реакции на определенные виды продуктов;
  • кожные болезни;
  • психические расстройства;
  • хронические заболевания любых органов и систем с тяжелым течением, частыми приступами.

Риски профессии

Наличием температурного дискомфорта; повышенной влажностью в рабочей зоне; наличием в воздухе рабочей зоны запахов, мелких частичек сырья.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • быстрая психическая утомляемость;
  • недисциплинированность;
  • агрессивность;
  • злоупотребление спиртными напитками.

Возможности трудоустройства

Предприятия общественного питания: кафе, рестораны, столовые и кулинарии. Также повар может найти работу по приглашению, для приготовления завтраков, обедов и ужинов (банкетов) на дому для конкретной семьи, которая нуждается в таких услугах.

Смежные профессии

Пекарь, кондитер,официант,кулинар.

Где получить профессию

УО «Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей», где есть необходимая материально-техническая база.

Срок обучения: 3 года (получение образования в дневной форме на основе общего базового образования).

Срок обучения: 1 год (получение образования в дневной форме на основе общего среднего образования).

После окончания лицея образование можно продолжить в колледжах.

Возможности дальнейшего обучения

  1. УО «Гомельский государственный колледж кулинарии»

https://kudapostupat.by/zavedenie/id/393

  1. УО «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж»

https://kudapostupat.by/zavedenie/id/411

  1. УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/2062

  1. УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»

              https://kudapostupat.by/zavdata/id/6171

  1. УО «Слуцкий государственный колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5637

  1. УО «Оршанский государственный колледж продовольствия»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5498

  1. УО «Поставский государственный колледж»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/5747

  1. УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

https://kudapostupat.by/zavdata/id/3483

 

 

 

Меню сайта

О лицее

История лицея
Нормативно-правовая база
Администрация
Педагогический коллектив
Учебно-материальная база
Методическая работа
Идеологическая и воспитательная работа
Общежитие
Дополнительное образование

Шестой день недели

Шестой день недели

Абитуриенту

Контрольные цифры приема 2020
ПРИЁМ 2020
Специальности
Работа приёмной комиссии
Документы для поступления и правила приёма
Вступительная кампания 2020
Списки зачисленных

Профориентация

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
Водитель автомобиля категории "С"
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Повар
Овощевод

Учащимся

Памятка для молодежи
Расписание занятий и звонков
Работа кружков и секций
Социально-педагогическая и психологическая службы
Подготовка к экзаменам

Выпускнику

Вниманию выпускников

Педагогам

Нормативные документы
В помощь педагогическим работникам

Родителям

Памятка для родителей
Молодёжная нармкомания
Табакокурение
Молодёжная наркомания
Декрет №6
Правила безопасного поведения на воде
Бытовая преступность
Игровая зависимость
Адаптация на рабочем месте
Детский травматизм
Это касается каждого

Воспитательная работа

Проект «Школа правового просвещения»
Информационно-образовательный проект "Школа активного гражданина
Социально-педагогическая и психологическая службы
Памятка для молодежи
Памятка для родителей
Спайсы
Табакокурение
Молодёжная наркомания
Декрет №6
Правила безопасного поведения на воде
Бытовая преступность
Игровая зависимость
Адаптация на рабочем месте
Детский травматизм
Это касается каждого
Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей
Медиация

Одно окно

Вышестоящая организация
Режим работы лицея
График приёма граждан администрацией
Наши реквизиты

Наши достижени

Дипломы
Лучшие учащиеся

Музей истории лицея

Страницы нашей истории

Проверь себя

Тесты

Внимание, КОНКУРС!

Конкурс профессиональногомастерства «WorldSkillsBelarus - 2020»по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин»
Учитель года 2019/2020
ТехноЁлка 2019/2020
Информационные технологии в профобразовании 2019/2020
Конкурс профориентационных материалов 2019/2020
Смотр-конкурс Инновационного и технического творчества 2019/2020
Деньги имеют значение
Конкурс информационно-профориентационных материалов «Профи-АРТ»
Смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества 2019/2020

Блог педагога

Блог педагога "Квалификация повар 3 разряда"
Портфолио
Фотогалерея
Обратная связь
В помощь учащимся
Методическая копилка

Полезная информация

Социальный налоговый вычет
Как узнать, отнесен ли гражданин к не занятым в экономике
Как подтвердить, что гражданин работает или учится за границей
Занимаемся репетиторством - своевременно уплачиваем налоги в бюджет

Библиотека

Библиотека
Мероприятия и выставки

Правила приёма в лицей
Интернет-ресурсы

Мы в социальных сетях: