- Демонстрировать учащимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.
2. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).
3. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
4. Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего урока, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Включать в объяснение примеры из жизненного опыта учащихся . По возможности теоретические знание учащихся подкреплять на практике
5. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. По возможности старайтесь связать изучаемый материал с его использование в будущем, в конкретной деятельности.
6. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей учащихся, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
7. Использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.
8.Постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый учащийся имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).
9. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутренне приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
Стратегия «Положительная мотивация » . Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и , какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
10. Мотивация достижения и способности. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи — с тревожностью. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в группе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных учащихся не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»
11. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность учащихся — потребность в творческой деятельности.
12 . Взаимоотношение учителя с группой и учебная мотивация .
Развитие учебной мотивации не возможно, если у преподавателя не складываются отношения с конкретной группой. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей учащихся (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений педагога с лидером группы, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в группе.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
Адекватная похвала. Стимулирует личностный рост и самореализацию ребенка, порождает уверенность в своих силах. Необходимо поощрять учащихся за успехи. Говорить надо так, чтобы подросток знал свои возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильная воля и желание довести дело до конца!»
Метод поощрения и порицания.
— метод поощрения хорош для детей с заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний, неуверенных в себе, тревожных и именно этот метод ведет к созданию ситуации успеха для отдельных учащихся.
-метод порицание, может применяться к учащимся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, а также для ребят с адекватной самооценкой, потому что именно у этих детей развита рефлексия. Они, как правило, осознают свой потенциал, на что они способны, свои недостатки и свои сильные стороны, на которые у них и опора.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.
Создание ситуации успеха
Стимулирующее оценивание
Свободный выбор задания
Удовлетворение потребности быть значимой личностью. Подходит для неуверенных в себе, но на многое претендующих учащихся. Для них возможно давать задания, которые они приготовят самостоятельно дома, а потом их спросить именно это задание. У них обычно низкий темп учебной деятельности, они, как правило, тугодумы.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Опора на жизненный опыт. Здесь важно понять, что учащимся надо не только объяснять связь учебного материала с реальностью, но и способ «погружения в задачу». Другими словами, необходимо представить себя как бы внутри ситуации задачи, попробовать ее почувствовать, услышать, увидеть все вокруг себя. Что здесь происходит? Подросток абстрагируется от цифр и букв, от знаковой системы и переходит в привычную для него образно-эмоциональную систему, он как бы «проживает» задачу. В итоге решение приходит в голову сначала некая логика события, его суть, а дальше остается подставить только цифры.
Познавательный интерес
Прогнозирование будущей деятельности. Педагог, прогнозируя результаты деятельности на уроке, тем самым мотивирует учащихся на определенную скорость выполнения задания, на глубину погружения в материал, либо на быстроту реакции, на генерирование творческих ответов. Здесь очень важно озвучивать то, что вы прогнозируете, информируя ребят об обязательных результатах обучения не в конце урока, а в самом его начале, тем самым развивая очень важное психическое качество – рефлексию при выполнении тех или иных заданий, вся их деятельность рано или поздно становится целенаправленной, это поможет избежать очень многих ошибок.
«Мозговая атака». В психологии этот метод еще называется «брейнсторминг» — методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Суть ее заключается в том, что каждый член группы высказывает на предложенную тему любые мысли, не оценивая их как верные или неверные, бессмысленные или странные, стремясь при этом побуждать других к высказыванию своих детей. В рамках учебного процесса этот метод может применяться при устных обсуждениях тем. Причем высказываются ребята по очереди, не допускается критика ни со стороны учителя ни со стороны учащихся. Педагог же должен запомнить наиболее верные, а потом устно начать проверять каждую и уже тогда критиковать и анализировать вместе с ребятами, таким образом, отпадут неперспективные идеи, а останутся самые эффективные.
Использование метода объяснения, подачи педагогом одного и того же материала разными способами.
Объяснения, подачи педагогом одного и того же материала разными способами (объяснение должно быть только качественным, а не количественным).
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Выполнение творческих заданий
Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
3. ВОЛЕВЫЕ
Предъявление учебных требований
Информирование об обязательных результатах обучения
Формирование ответственного отношения к учению
Познавательные затруднения
Самооценка деятельности и коррекции
Рефлексия поведения
Прогнозирование будущей деятельности
4. СОЦИАЛЬНЫЕ
Интерес к достижениям и делам учащегося формирует у него желание достигать успеха. Очень внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому, что для учащегося значимо. Стимулируйте и поддерживайте его интересы регулярно.
Опора на авторитет учителя. Педагог очень многое может просто внушить учащемуся, причем его мнение наиболее весомо по сравнению с мнением родителей. Авторитет педагога не сохраняется в том случае, если учащийся неуспешен и способен манипулировать своими родителями. Жалуясь родителям на педагога, учащийся в этом случае всегда получает поддержку последних, которые сами того не замечая, становятся орудием незатейливой мести «злому учителю».
Социальные методы мотивации. Развивая контакты и сотрудничество, чувство коллективизма, вы тут же оцениваете каждого индивидуально, а поэтому и каждый отвечает сам за себя, даже работая в группе. Коллективизм развивается только во внеклассной и внеурочной работе: спортивные соревнования, праздники, фестивали и т. д.
Для воспитателей:
- Демонстрировать ребенку собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете и обсуждать его.
- Постарайтесь исключить из разговоров высказываний о негативном отношении к лицею, к учителям, к педагогической профессии в целом.
- Проговаривайте собственные ожидания в отношении учебных достижений учащегося с учетом его индивидуальных возможностей .
- Общайтесь с ребенком! В общении происходит обучение, но исключайте слова «а вот мы в свое время…». Обсуждайте просмотренные фильмы, прочитанные книги, обменивайтесь знаниями по какой – то теме.
- Учите, помогайте работать с дополнительной литературой.
- Совместно с подростком структурируйте его свободное время.
Педагог-психолог Сырцова Е.А.