Роль педагога в жизни подростка является одной из самых значительных и многообразных. Педагог не только передает знания, но и влияет на формирование личности, моральные ценности и эмоциональное развитие подростка. Ниже приведены некоторые аспекты, на которые необходимо обратить внимание педагогическим работникам.

1. Старайтесь замечать положительные стороны подростков, хвалите за достоинства. Если обращать внимание на недостатки, они будут проявляться еще больше

      Особенность профессии педагога состоит в том, что за его работой, за его поступками и словами следят учащиеся. Они замечают все: как одет педагог, как он общается с другими людьми: родителями, коллегами, учащимися. Выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Эти наблюдения накапливаются и составляют представление об педагоге, его знаниях, справедливости, человечности.

      2. Не вымещайте на учащемся свои обиды – что посеете, то и взойдет.

      Большое влияние на учащегося оказывает поведение педагога. Оно начинается с общего тона, каким он ведет урок. Педагог знающий, но недобрый, несправедливый может вызвать у подростка нелюбовь к колледжу нежелание его посещать, страх перед таким преподавателем заставляет подростка лгать, быть неискренним.

      Если педагог энергичен, весел, бодр, деятелен, это настроение передается и учащимся. Если педагог раздражителен, всегда всем недоволен, не выдержан, резок, то учащиеся становятся нервозными.

      3. Если подросток проявляет агрессию, вы не можете, отвечать ему тем же. Таким образом, вы просто закрепите его негативную модель.

      Вы тем самым скажете, что так поступать можно. На агрессию, следует отвечать спокойствием, терпением, тем самым, вы дадите подростку понять, что существуют различные способы поведения.

      Запомните, больно делает только тот, кому больно. Значит, он ощущает угрозу, испытывает на себе насилие. Насилие может быть не только физическим, но и эмоциональным. Постоянная критика может ощущаться подростком как насилие.

      Педагог, как никто другой, должен понимать, что возникающие у подростка трудности могут проявляться в негативных формах поведения, в снижении успеваемости и учебной мотивации, что различные нарушения психического развития – не вина подростка, а его беда и он нуждается в помощи старших, а не в наказании.

      4. Через мастерство педагога лежит путь к учащемуся.

      То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на педагога требование – быть гибким, восприимчивым к подросткам, искать все новые и новые подходы. Путь педагога к учащемуся будет ближе, короче, если учащийся станет понимать педагога.

      Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, учащийся? Педагог должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

      5. Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала.

      Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если вы не можете похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.

      Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета.

      6. Даже если подросток учится плохо, он не должен терять веру в свои способности.

      И тут главная гуманная миссия педагога – это добиться, чтобы самый неспособный учащийся пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить подростков, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь педагога к современному учащемуся в наше время не слишком прост.

      Нужно помнить, что педагог не только дает знания, но и воспитывает отношение детей к знанию, к жизни и людям. Педагог должен научить детей радоваться приобретению знаний, воспитывать умение вглядываться в окружающее, исследовать его. У такого педагога на уроках учащиеся могут пережить жгучую радость открытия, разочарования при неудаче, чувство удивления и гордости перед силой человеческого разума. У такого педагога подростки пытливы и любознательны, не боятся ошибаться, охотно высказывают свои суждения и мысли, сам процесс учения вызывает у них интерес и удовольствие.

      А ошибки, допущенные учащимися, дают педагогу нужную информацию о знаниях, умениях и навыках, понять, какой момент ученики пропустили, не услышали, не поняли.

      7. Помните, подросток – не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества – независимость и самоопределение.

      Педагог должен быть наделен терпением и верой во внутренние возможности учащегося. Понимать, что главное не столько учить, сколько с необычайной тщательностью наблюдать за проявлением внутренних возможностей подростка, чтобы лишь легким касанием направлять его по верному пути, поддерживать, не дать заблудиться.

      Несильное навязывание собственных принципов подростку приводит к спорам, утрате самообладания и оскорблениям. Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают его к бунту. А этим, сами того не осознавая, вы лишаете подростка эмоциональной поддержки и начинаете с ним словесную войну.

      8. Подросток стремится чувствовать себя полезным и нужным.

      Постарайтесь обеспечить подростку возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем деле, доверьте ему ответственное поручение, выступление от лица   коллектива и т. п.   

      9. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.

      Педагог обязан отдавать себе отчет в том, что от его отношения к подросткам, от его позиции в группе и применяемых воспитательных мер зависит дальнейшая судьба каждого учащегося.

      10. Помните, что наиболее восприимчивы подростки к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам — о хулиганах и т.п.). 

      Старайтесь при этом ярко проявлять свои положительные эмоции (уважение, восхищение) к желательным качествам и поступкам персонажей ваших историй и, особенно, к положительным поступкам самих подростков. Не бойтесь немного перехвалить их или завысить реальный уровень последствий от их хороших действий. Только не сравнивайте подростка с персонажами историй и тем более с другими подростками!

      11. Запомните, нет таких волшебных советов, которые раз и навсегда сделают подростка ангелом. Каждый подросток  личность, он такой, каким пришел в этот мир. Вы можете научиться любить его, уважать его права и договариваться с ним, но вы не можете и не должны переделывать его!

      И вставая на этот тернистый путь, педагог должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения подростов в хороших учащихся. Подросткам нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

      12. Умейте любить любого подростка. Не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему ребенку. Замечайте в учащихся хорошее, светлое, доброе, и будьте готовы снова сталкиваться с трудностями и решать новые задачи в их развитии!

      В каждом подростке находите индивидуальность. В ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Современный педагог живет в постоянном поиске, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Ведь педагогу нужно реализовывать образовательную программу с одновременным осуществлением развития и формирования личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *